Сайт Прогноз-Лиги Телетрансляций

www.teleprognoz.narod.ru

 

Перейти в ПЛТ.
Регламент ПЛТ.
Турниры ПЛТ.
Итоги недели.
Статьи о спорте.
Футбол-Обзор.
Хоккей-Обзор
Баскетбол-Обзор
Формула-1 Обзор
Биатлон-Обзор
Статьи о спорте.
Спорт-Чушь
Новости спорта.
Компьютерные менеджеры.
Спорт - Ссылки
Написать письмо.

 

FOOTBALL MANAGER 2005 - лучший коммерческий менеджер этого года.

(рецензия на игру от АлДуды (http://www.alduda.narod.ru))

Вступление.

   До недавнего времени самой популярной игрой в жанре спортивного менеджера считалась серия игр Championship Manager. Именно игры этой серии и пробудили интерес к жанру, именно они стали первыми крупными коммерческими проектами, исследовавшими лиги в различных странах. Одним словом, вклад CM в жанр менеджеров даже более весомый, чем вклад, допустим, Doom-а или Quake в жанр 3D Action. Многие гадают: в чем же успех этих игр, почему доход от этой серии игр превышает несколько миллионов долларов? Я считаю, что успех обусловлен именно тем, что матч в CM проходил в традиционном текстовом режиме, благодаря чему у игрока не возникало усталости при просмотре однотипных, однообразных действий и реакций на происходящее виртуальных спортсменов, которыми управляет компьютер. Матч в трехмерном режиме лишь на первых порах смотреться более выигрышно, но после просмотра нескольких сотен таких матчей (что для менеджера естественно) начинаешь буквально ненавидеть все эти гримасы, которые делают игроки после забития гола, и хочется чем-то швырнуть в монитор. Да, начиная с CM4 в процесс матча была введена графика - но графика столь примитивная, что все спортсмены изображались фишками (кружочек с номером), а все поле занимало половину экрана. Но это не была "графика" - это была "псевдографика", которая, как и текст, не будет сильно раздражать даже если играть по тридцать матчей в день. Вообщем, создателям CM удалось подобрать необходимую для игры концепцию и успешно реализовать ее в многомиллионный доход для своих карманов.

 Естественно, большие деньги приводят к большим скандалам, а большие скандалы - к большим разладам. Не избежали этого разлады и авторы первых четырех версии CM: после выхода CM4 случился большой конфликт, закончившейся тем, что издатели и производители поругались и разошлись в разные стороны. Правда, для нас, простых игроков, это и хорошо: вместо одного CM5 нам в этом году предстоит увидеть две игры - Championship Manager 5 и Football Manager 2005. Будем надеется, что конкуренция между двумя компаниями положительно скажется на качестве игры. Но вероятнее всего другое - обе игры будут просто представлять собой "улучшенные" версии CM4, по крайней мере Football Manager 2005 нагло скопировал все игровые принципы CM4, включая и отрисовку матча, и интерфейс, и дизайнерские решения.

Что нового?

Итак, что же действительно нового в игре Football Manager 2005 по сравнению с CM4, кроме, разумеется, названия.

Ну, во-первых, база данных. База данных росла и росла от игры к игре, и сейчас уже достигает буквально чудовищных величин. Так в игре присутствуют полные лиги с самыми точными составами (на конец 2004 года) таких экзотических футбольных стран, как Индонезия, Малайзия, Перу, Словения, Венгрия и еще многих-многих других. Также по сравнению с предыдущей игрой появились некоторые новые турниры - например, чемпионаты мира среди молодежи до 21 года и до 19 лет, появился Олимпийский отборочный турнир. Ну и самое важное - в игре появились лиги Белоруссии и Украины, причем представленные как и Россия сразу двумя дивизионами. Ну что ж, надо думать, что к 2006 году разработчики включат в игру и лиги Латвии, Армении, Азербайджана...

Во-вторых, немного изменен дизайн, все стало красивее и нагляднее. Правда, основной процесс игры заключается в рассмотрении различных таблиц, так что вот уж в этой игре сильно разогнаться в графическом оформлении просто невозможно.

В-третьих, авторы ввели то, о чем я давно просил - теперь матч можно просматривать с различной скоростью, от самой низкой (ну это вряд ли), до самой высокой (а вот это по нам). Таким образом, стало вполне возможным смотреть весь матч целиком: на высокой скорости он длится где-то минут десять. Впрочем, это довольно утомительно, куда лучше поставить смотреть "ключевые моменты матча", как это было и в CM4. Сам же процесс матча за этот год не изменился, если не считать того, что теперь мы можем смотреть повторы забитых голов.

Но главная проблема игры - слишком медленная скорость симуляции матчей команд не была исправлена и в этой игре. И это только в случае загрузки лишь одной лиги с базой данных на минимуме! Ну почему авторы игры не могли как-то ускорить симуляцию матчей, зачем им было просчитывать во всех "левых" для меня матчей полную картину встречи. У меня на компьютере каждый матч симулируется около одной секунды. Казалось бы, ну что в этом страшного, но когда играется, допустим, квалификационные раунды еврокубков или чемпионатов мира, то приходится долго ждать, когда же компьютер соизволит просчитать все эти матчи.

Вот, собственно, и все. Мало? Ну а что же вы ожидали... еще не известно, стоит ли печалиться, что было изменено так мало. Может, это и к лучшему: никогда ведь не знаешь, какую очередную непредсказуемую глупость могут отвалить разработчики, если они пустятся в многочисленные эксперименты.

Установка игры.

Вот уж не думал, что в каком-то из своих обзоров мне придется рассказывать про установку какой-то игры. Но в данном случае без этого никак не обойтись!

Во-первых, надо перевести игру в режим Чемпионата России - 2005, если Вы, конечно же, собираетесь играть в российской лиги. После инсталляции игры войдите в файл редактора баз данных к игре, откройте основную базу под названием "server_db" и начинайте менять соответствующие команды дивизионами. Изменить дивизион команды в окне соревнований нельзя, можно сделать это лишь в окне самой команды, поменяв ее местами с какой-то другой командой. Итак, в первую очередь меняем "Терек" на "Ротор", "Томь" на "Кубань", а команду "Torpedo-Zil" переименовываем на "FC Moscow" во всех трех вариантах наименования. Что же касается первого дивизиона, то его покинут "Газовик Ижевск", "Лисма Саранск", "Балтика Калининград", "Нефтехимик Нижнекамск", "Уралан Элиста" и как вот теперь оказалось еще и " Черноморец Новороссийск ".  А на их места придут "Динамо Ставрополь", "Торпедо Владимир", "Факел Воронеж", "Урал", "Чкаловец-1936 Новосибирск". А также взамен "Черноморца" еще одна команда, имя которой станет известно 18 февраля 2005 года (но по слухам это будем "Авангард Курск", "Волгарь Астрахань" или "Амур"). Сохраните базу данных. Все, справедливость восторжествовала, к старту сезона 2005 российский дивизион готов! Ну а с остальными странами разбирайтесь сами, если хотите.

Во-вторых, игра была переведена локализаторами очень криво, потому как русские слова в ней сочетаются с немецкими словами. Лично я немецкий не знаю, так что поспешил перевести игру в настройках на настоящий английский язык (войдите в "установки" и смените язык на english - инглишев там будет два, один русско-немецкий, а другой действительно английский). Впрочем, если Вы знаете немецкий, пусть даже и средне (ну или по крайней мере не намного хуже, чем английский), то можете оставить все, как есть.

В-третьих, все спортивные менеджеры традиционно глючат в Windows XP:). Глюки FM2005 сводятся к тому, что она неправильно сохраняет игру. Точнее, просто забывает, где игра сохраняется. Если с Вами произошло такое - поищите save game, используя  поиск по "*.fm". И впредь сохраняйте игры только в определенные Вами каталоги!   

Менеджмент.

 Итак, вся игра состоит из бесконечных щелканий, как в Diablo. Но если там мы щелкали лишь либо по врагам, либо по предметам инвентаря, то тут можно щелкать по всему. Щелкаешь по фамилии игрока - попадаешь в экран игрока. Щелкаешь в этом экране по национальности игрока - попадаешь в окно сборной команды соответствующей страны. Ну и так далее.

Различных характеристик у игроков что-то около сорока (каждая принимает значения от "1" до "20"), так что точно по ним оценить того или иного спортсмена вряд ли удастся. Особенно если учесть, что все основные характеристики игрока - "potential ability", "current ability" и т.п., скрыты от нашего взора и мы никогда их не увидим. С другой стороны, это создает ощущение того, что игрок не только набор числовых характеристик, а именно спортсмен со всеми своими многочисленными достоинствами и недостатками. Замечу также, что по цене игрока тоже нельзя в принципе определить его качество: цена во многом зависит не столько от текущих характеристик спортсмена, сколько от его возраста, трансфертного статуса, и, что самое главное, уровня команды, за которую футболист играет. Так что выбор между игроками, претендующими на одну позицию, как правило осуществляется путем сравнения характеристик этих игроков путем выбора соответствующего пункта в меню, чтением статистики и тому подобными вещами. Естественно, характеристики зависят от меняющегося фактора морали игрока, а также от его физического состояния (con - condition), что надо также учитывать. Вот почему в игре так велик соблазн предоставить компьютеру возможность расставить игроков на матч. Но этого делать не стоит, иначе интерес к игре пропадет.

Щелкая по вкладке "Tactics" в окне команды, мы можем подобрать тактику на ближайший матч, дать установки каждому спортсмену. Если перечислять все возможные тактические схемы и расстановки игроков в поле, тактические установки игрокам команды, то просто не хватит времени, да этого и не надо делать - ведь цель игры и состоит в поиске наиболее идеальной тактики. А идеальная тактика в принципе возможна, если тщательно исследовать командные опции - они в игре несбалансированны. Например, включенная опция "оффсайдная ловушка" позволяет вашим защитникам "убить" до половины атак соперника, а отключение этой опции практически никаких преимуществ команде не дает. И так далее. Главное в расстановке вот что: каждому игроку должна соответствовать его позиция. Если игрок "DL" (левый защитник), то его и надо ставить на позицию левого защитника. В связи с этим тактику как правило подстраивают под имеющихся в наличии спортсменов. Другой совет - ставить на матч много нападающих не рекомендуется, ибо чем больше игроков нападения, тем выше шанс офф-сайда. Лично я традиционно ставлю на игру всего одного нападающего, и это помогает.

В разделе "Training" Вы можете задать режим тренировки, а также назначить тренировку по индивидуальному плану. Опять же, идеального режима тренировки здесь нет, он зависим от характеристик спортсмена: выносливого игрока надо загружать под завязку, более хилому давать отдых на тренировках; нападающего науськивать на удары, а защитника - на отборы мяча; какого-то игрока назначить штатным пенальтистом и включить в программу его подготовки реализацию пенальти. К сожалению, все так хорошо лишь на бумаге, в реальной жизни нам редко удается добросовестно подойти к анализу всех факторов ситуации и назначению правильного режима тренировок для каждого отдельного игрока.

В окне "поиск игрока" нам предстоит заниматься поискам игроков для заключения контракта с командой. Идеальный вариант, как и в случае со всеми более ранними версиями CM-а - подписывать игроков мирового класса, находящихся в режиме свободного трансфера (естественно, не все игроки тут же будут соглашаться на предложения, но все же...). Именно эта стратегия трансфертов позволяло мне за три-четыре года привести свой "Факел Воронеж" в финал Лиги Чемпионов. Ну а на покупку дорогих игроков у нас как правило денег и не хватает, а как-то повлиять на доходы клуба в сезоне игрок не может - финансовая модель в игре сведена к минимуму.

Наконец, менеджеру надо заниматься еще и словесными комментариями. В отличие от некоторых других игр словесные комментарии, где разговоры никак не влияли на процесс игры, здесь без общения не обойтись. А общаться приходится и с прессой, и с футболистами, и с вышестоящими начальниками. Например, если не ругать игроков за непрофессиональное поведение после получения ими красных карточек в матче, то скоро вся дисциплина в команде развалиться напрочь и вы редкий матч будете играть без удалений того или иного игрока.

Матч.

Матч проходит на схематическом поле, игроки обозначены фишками. Он проходит в эдаком схематически-графическом режиме "под аккомпонимент" текстовой строки комментатора. Матч полностью имитирует действия футболистов: здесь нет такого, как в TCM, когда за 2 минуты реального времени игроки успевают лишь несколько раз пробежать "туда-сюда". Но на мой взгляд это скорее минус, чем плюс: уж очень долго и скучно смотреть всю игру целиком, даже и на высокой скорости. Вот почему разработчики предусмотрели возможность смотреть лишь ключевые моменты встречи: матч для вас таким образом разбивается на самые важные куски, которые и показывают на экране. Во время матча вы также можете смотреть статистику, счет в параллельных встречах, положение дел в чемпионате и так далее.

Управлять напрямую игрой вы, естественно, не можете, зато можете делать это косвенно - с помощью замен уставших игроков, а также сменой тактики при изменении счета игры.

Итог.

Изобретя в 1999 году достаточно сложную игровую концепцию спортивного менеджера, которая и вдохнула новую жизнь в жанр, разработчики теперь стали просто боятся что-либо серьезно поменять. Улучшается дизайн, дорабатываются детали, вводится все большее количество лиг - но практически все принципы игры остаются неизменными. Первый Football Manager по своей сути практически не отличается от первого Championship Manager, хотя между этими играми разница в пять лет. Ну что ж, авторов игры можно понять: нет никакого смысла менять крайне удачную игровую концепцию, позволяющую им получать грандиозные доходы от игры. И все же... все же лично я уже начал постепенно уставать от этой однообразной концепции.

Вот почему мне так хочется верить, что разработчики CM5, выход которого в очередной раз был отложен из-за начала продаж FM2005, будут все-таки вынуждены пойти на риск (а я не сомневался, что планируемый CM5 до этого момента отличался от CM4 не больше, чем FM2005 от CM4) и внести в свою игру какие-то новые игровые элементы. Ну хотя бы сделать мощную экономическую модель со спонсорами и обустройством стадиона, или внести изменения в принципы выбора спортсменов на игру, или просто позаимствовать какую-нибудь "фишку" из Total Club Manager 2005. Потом со сложностью надо бы поработать: ну что это такое, когда российский клуб из первого дивизиона под управлением игрока может с легкостью за пару-тройку лет начинает выигрывать Лигу Чемпионов! Да, и самое главное - чтобы, наконец, матчи симулировались мгновенно!

Ну а пока нам лишь остается играть в FM2005, потому что эта игра, являющаяся продолжателем самой популярной серии спортивных менеджеров, неизменно становится самым популярным спортивным менеджером на сегодняшний день.    

NHL Eastside Hockey Manager

Несмотря на то, что я подвел итог игры, заканчивать эту статью еще рано. Потому что на диск с игрой издатели положили еще и shareware версию игры "NHL EastSide Hockey Manager", представляющую собой менеджер хоккея на движке первого CM-а (то есть по сути чисто текстовая игра). И это, наверное, единственный шанс раздобыть профессиональный менеджер хоккея - отдельно эта игра как правило не продается, а скачать файл в 100Mb проблематично. Установочный файл находится в папке "Sega Extras"!!!

Несмотря на то, что NHL EastSide Manager является хоккейным менеджером, интерфейс и игровые принципы мало чем отличаются от Championship Manager. Все такая же большая база данных (всего там около 20 лиг, из них есть и Суперлига России - правда, уже с изрядно устаревшими составами), все та же система параметров хоккеиста, все те же основные режимы - "просмотр команды", "тренировка", "поиск игроков". Матч происходит в классическом для CM чисто текстовом режиме, правда, строка с текстом зависла внизу экрана и поместить ее в центр экрана нельзя. Единственное, что меня разочаровало, так это выбор людей на игру - если в CM мы сразу ставили игроков на их позиции, то теперь надо сначала выбрать состав команды из 22 человек, а затем уже в отдельном окне расставлять их по пятеркам. Это несколько неудобно, так как в том окне нет таблицы игроков. В любом случае тем, кому понравились игровые принципы Championship Manager, тому понравится и эта игра про хоккей.

К сожалению, версия игры shareware-ная, так что позволит вам сыграть лишь шесть первых месяцев сезона, а уже потом незадолго до последних матчей регулярного чемпионата попросит заплатить деньгу. Впрочем, если игра понравится, в Internet всегда можно найти программку для взлома...

 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100Рейтинг TopSport
Hosted by uCoz